Главная » Наука » Ученые обнаружили окаменелые пузырьки кислорода древних бактерий

Ученые обнаружили окаменелые пузырьки кислорода древних бактерий

Тереза Солштедт (Therese Sallstedt) из Шведского музея естественной истории и ее коллеги исследовали фосфориты, найденные в Центральной Индии и датированные возрастом 1,6 млрд лет. Среди них ученые обнаружили образцы, заполненные пузырьками и похожие на окаменевшую пену. Авторы считают их следами кислорода, который выделяли древние фотосинтезирующие цианобактерии – об этом они сообщают в статье, опубликованной журналом Geobiology.

Окаменелые пузырьки кислорода и цианобактерий из фосфатированных бактериальных матов возрастом 1,6 млрд лет ©Stefan BengtsonОкаменелые пузырьки кислорода и цианобактерий
из фосфатированных бактериальных матов возрастом 1,6 млрд лет

©Stefan Bengtson

В тот период современный индийский горный массив Виндхья представлял собой мелководное море, у поверхности которого процветали микроорганизмы, формируя плотные бактериальные маты. Среди них были и цианобактерии, которые к этому времени уже заполнили атмосферу кислородом, выделяя его как побочный продукт процесса фотосинтеза.

Некоторые пузырьки частично деформированы, что указывает на изначальную мягкость всей структуры ©Stefan BengtsonНекоторые пузырьки частично деформированы,
что указывает на изначальную мягкость всей структуры
©Stefan Bengtson

Деформация некоторых пузырьков показывает, что первоначально они рождались в податливой, мягкой среде. Судя по всему, цианобактерии играли большую роль в формировании осадочных пород-фосфоритов. Они могли вести к накоплению фосфора, а также создавать окислительно-восстановительный градиент, который обеспечивал осаждение минералов. Со временем плотные, живые бактериальные маты, пузырившиеся выделяемым кислородом, превратились в фосфориты, которые сегодня активно добываются и используются в качестве удобрений для новой фотосинтезирующей жизни.

Источник: naked-science.ru